КОНСЕРВАЦИЯ, РАСКОНСЕРВАЦИЯ. И ХРАНЕНИЕ ВЕРТОЛЕТА
1. Консервация агрегатов и систем вертолета
Консервация вертолета производится в случае длительного перерыва в полетах или при подготовке его к отправке в ремонт железнодорожным транспортом.
В эксплуатации наиболее часто консервацию производят на срок хранения до шести месяцев. При необходимости хранения вертолета свыше шести месяцев его следует расконсервировать, установить лопасти несущего винта, запустить двигатели и проработать в течение 15— 20 мин, затем нужно вновь законсервировать вертолет. По истечении второго срока хранения вертолет надо расконсервировать, подготовить к полету и опробовать в воздухе.
Перед консервацией вертолета производится обслуживание в объеме послеполетного, устраняются все замеченные дефекты, удаляется пыль и грязь с наружных поверхностей деталей. При подготовке вертолета к консервации необходимо также удалить все образовавшиеся очаги коррозии и восстановить лакокрасочное покрытие. После прогонки двигателей для консервации аккумуляторная батарея снимается и передается на хранение. Консервировать вертолет в дождливую погоду или во время снегопада запрещается. Законсервированный вертолет должен быть полностью зачехлен, плотно установлены заглушки входных каналов и выхлопных устройств двигателей. Чехлы на вертолете, находящемся на хранении, опломбируются. Масла и смазки, применяемые при консервации, должны быть кондиционными (в них не должно быть воды, механических примесей, кислотность масел и смазок должна быть в пределах технических условий). Регенированные и отработанные масла и смазки применять для консервации запрещается.
Законсервированный вертолет должен иметь полный комплект оборудования, поставляемого для каждого вертолета заводом-изготовите — лем. Снимать с законсервированного вертолета детали или агрегаты для использования их на других вертолетах в качестве запасных частей строго запрещается.
О произведенной консервации или расконсервации должна быть сделана запись в формуляре вертолета.
Консервация двигателей является основной мерой предупреждения коррозии деталей двигателей и обеспечивает их сохранность при хранении и транспортировке. При хранении двигателей на вертолете, заправленном топливом и маслом, менее 20 дней специальная консервация не производится. Для продления срока хранения в условиях вертолета не — законсервированных двигателей необходимо через 10 дней производить ложный запуск и прокрутку его, а через каждые 20 дней — запуск, прогрев и работу в течение 3—5 мин на II крейсерском режиме. В случае перерыва в летной работе, связанного со сливом топлива из систем двигателя, производится внутренняя консервация топливной системы не позднее 24 ч с момента слива топлива.
При хранении двигателей на вертолете свыше 20 дней, но не более 30 дней, производится частичная консервация, заключающаяся в консервации только топливной системы. В случае снятия двигателей с вертолета или хранения на вертолете свыше 30 дней производится внутренняя и внешняя консервация их на срок хранения шесть месяцев.
Для внутренней консервации топливной системы двигателей применяется масло МК-8 по ГОСТ 6457—58 или трансформаторное масло по ГОСТ 982—58. Для консервации масляной системы двигателей применяется масло Б-ЗВ по МРТУ 38-1-157-65.
Внутренняя консервация двигателей производится путем заполнения агрегатов топливной системы маслом МК-8 и трансформаторным маслом, а агрегатов масляной системы — свежим маслом Б-ЗВ. При консервации масло должно иметь температуру не ниже 15° С. Для удаления влаги из масла МК-8 или трансформаторного масла рекомендуется предварительно подогреть масло до температуры 100—110°С.
Внутренняя консервация двигателя производится в следующем порядке.
Сливается все топливо из топливной системы и масло из масляной системы. Для ускорения слива топлива из агрегатов топливной системы необходимо подсоединить специальное приспособление для стравливания воздуха к штуцеру стравливания на насосе НР-40Т и нажать шариковый клапан штуцера стравливания. Снять при помощи специального съемника масляный фильтр и фильтр на входе в насос НР-40Т, промыть фильтры в бензине Б-70 и установить на место. Затем следует подготовить установку AM3-53 для консервации, залить в бак установки не менее 10 л свежего масла МК-8 или трансформаторного масла с температурой не ниже 15° С и подсоединить установку к двигателю. Заправить маслобак двигателя свежим маслом Б-ЗВ. Далее заполняется топливная система маслом МК-8 или трансформаторным маслом, для этого необходимо включить установку AM3-53, создав давление 0,8— 1,0 кГ/см2. Через штуцер стравливающего приспособления стравить воздух до появления чистой струи масла без воздуха, затем переставить приспособление на агрегат РО-40Т и стравить керосин до появления чистого масла. На агрегате СО-40 следует отвернуть пробку и стравить керосин до появления чистого масла, после чего поставить пробку на место и законтрить. Для того чтобы заполнить всю полость топливной и масляной систем консервирующим маслом, нужно отсоединить низковольтный провод от катушки зажигания и произвести два-три ложных запуска двигателя с открытым стоп-краном до появления масла в выхлопных патрубках. В момент прокрутки произвести 10—12 включений переключателя противообледенительной системы двигателя. За один ложный запуск из бака консервирующей установки вырабатывается примерно 3—3,5 л Масла. При остановке двигателя следует закрыть стоп-кран, выключить консервирующую установку AM3-53 и отсоединить ее от топливной системы двигателя. После этого необходимо
251
подсоединить низковольтный провод к катушке зажигания и снять приспособление для стравливания воздуха.
Все полости двигателя, имеющие сообщение с атмоосферой, заглушить предохранительными заглушками. Если двигатель подлежит съемке с вертолета, нужно слить масло из маслобака и маслорадиатора и на штуцера подвода в двигатель и отвода в маслорадиатор установить заглушки.
Двигатели, снятые по причине заклинивания, внутренней консервации не подлежат. Агрегаты топливной системы должны быть сняты с двигателя, законсервированы маслом МК-8 или трансформаторным и установлены на свои места.
Наружная консервация производится после того, как двигатель охладится до температуры окружающей среды, но не ниже 10° С.
Для наружной консервации двигателя и агрегатов применяется смазка УН (технический вазелин ГОСТ 782—59), пушечная смазка ГОСТ 3005—51 (нейтральная) или смазка ПВК ГОСТ 10586—63. Для понижения вязкости пущечной смазки и технического вазелина их следует подогреть перед консервацией до температуры 70—90° С. В случае снятия двигателя с вертолета наружная: консервация производится после установки его на специальную подставку. При этом необходимо заглушить все открытые штуцера и поставить заглушки на приводы снятых агрегатов.
Перед консервацией нужно промыть наружные поверхности двигателя ветошью, смоченной в бензине Б-70, после чего протереть насухо чистыми салфетками.
Стальные детали, не имеющие лакокрасочных покрытий, смазываются с помощью кисти пушечной смазкой или смазкой ПВК.
Детали из цветных металлов, а также детали, оцинкованные и кад — мированные, смазываются при помощи кисти смазкой УН.
Следует иметь в виду, что консервирующей смазкой покрываются только чистые и сухие детали двигателя. При наружной консервации нельзя допускать попадания смазок на штепсельные разъемы и металлические шланги электрооборудования, а также на воздушные жиклеры насоса НР-40Т.
Консервация главного редуктора производится в случае снятия редуктора для отправки в ремонт или же при длительном хранении его на вертолете. При стоянке вертолета до 20 дней специальная консервация главного редуктора не производится. При стоянке вертолета более 20 дней через каждые 20 дней необходимо производить запуск двигателей и прогрев редуктора в течение 3—5 мин на втором крейсерском режиме. Полностью внутреннюю и внешнюю консервацию главного редуктора следует производить во всех случаях снятия редуктора с вертолета или хранения в условиях вертолета в течение более 20 дней на срок хранения шесть месяцев.
Внутренняя консервация главного редуктора производится следующим образом.
Из неостывшего главного редуктора и его маслосистемы полностью сливается все масло (для полного слива температура масла не должна быть ниже 30СС), после чего снимаются масляный фильтр и магнитная пробка, промываются в чистом бензине Б-70 и устанавливаются на место. Масляная система главного редуктора заправляется свежей смесью масел гипоидного и АМГ-10. При консервации в зимних условиях смесь масел необходимо предварительно подогреть до температуры 60—70° С.
Для полноты смазки всех зубчатых зацеплений главного редуктора следует запустить двигатели и проработать на режиме малого газа в. течение 3—5 мин, после чего слить всю консервирующую смесь масел из редуктора.
При снятии редуктора с вертолета после внутренней консервации необходимо заглушить все открытые места трубопроводов и поставить заглушки на приводы снятых агрегатов.
Наружная консервация главного редуктора производится после снятия его с вертолета. В случае длительного хранения редуктора вместе с вертолетом наружная консервация производится непосредственно на вертолете.
Наружная консервация редуктора производится после того, как температура редуктора станет равной температуре окружающей среды, но не ниже 10° С.
Перед консервацией наружные поверхности редуктора следует протереть ветошью, смоченной в бензине Б-70, после чего протереть насухо чистыми салфетками.
Наружные поверхности и детали редуктора, не имеющие лакокрасочных покрытий, смазываются при помощи кисти тонким слоем пушечной смазки или технического вазелина.
Вал несущего винта и суфлер покрываются слоем пушечной смазки, обертываются двумя слоями парафинированной бумаги и обвязываются шпагатом.
При консервации редуктора нужно не допускать попадания консервирующей смазки внутрь барабана тормоза несущего винта, если редуктор будет храниться на вертолете.
Законсервированный в указанной последовательности главный редуктор может храниться без переконсервации не более шести месяцев. При необходимости увеличить срок хранения главного редуктора на вертолете свыше шести месяцев следует произвести наружную и внутреннюю расконсервацию, а затем после осмотра вновь законсервировать на срок хранения шесть месяцев.
Консервация агрегатов трансмиссии начинается с промывки их снаружи чистым бензином Б-70. При промывке следить, чтобы бензин не попал на резиновые обоймы опор хвостового вала и внутрь опор, а также в подшипники шарниров валов трансмиссии. После промывки агрегаты протираются насухо чистыми салфетками.
На наружные поверхности деталей и агрегатов, не имеющих лакокрасочных покрытий, наносится тонкий слой пушечной смазки или технического вазелина, при этом не следует допускать попадания смазки на резиновые детали.
В подшипники шарниров валов трансмиссии зашприцовывается гипоидное масло. Масло из промежуточного и хвостового редукторов не сливается. При необходимости редукторы дозаправляются до нормы гипоидным маслом.
Консервация лопастей несущего винта производится после снятия их с вертолета.
Жировые и масляные пятна с лопастей удаляются теплой мыльной водой. Лакокрасочные покрытия при необходимости возобновляются.
Наконечники и открытые комлевые части лонжеронов лопастей смазываются тонким слоем пушечной смазки или технического вазелина, обертываются парафинированной бумагой и обвязываются шпагатом. Также нужно обернуть парафинированной бумагой и обвязать шпагатом штепсельный разъем противообледенительной системы.
Снятые с вертолета лопасти должны храниться в сухих чехлах на специальных козелках носком вниз. Укладывать лопасти на землю или одну на другую запрещается.
Консервация рулевого винта осуществляется без съемки его с вертолета.
С лопастей рулевого — винта .теплой мыльной водой удаляются все жировые и масляные пятна. При необходимости восстанавливается лакокрасочное покрытие. Втулка винта и шарниры заполняются свежей
смазкой. Наружная поверхность втулки винта и наконечники лопастей покрываются тонким слоем пушечной смазки или технического вазелина. Лопасти рулевого винта тщательно зачехляются. Чехлы должны быть сухими и чистыми. Если во время дождя внутрь чехлов попала вода, чехлы с лопастей снимаются, просушиваются, а лопасти проветриваются.
Консервация втулок несущего винта и автомата перекоса производится следующим образом.
В осевые шарниры втулки заправляется масло МС-20 (летом) или МС-14 (зимой), а в горизонтальные и вертикальные шарниры заливается гипоидное масло. Заправку шарниров маслом следует производить через воронку с мелкой сеткой.
В подшипники втулки и автомата перекоса, шлицы ползуна автомата перекоса зашприцовывается свежая смазка ЦИАТИМ-201.
Наружные поверхности втулки несущего винта, гидродемпферов и автомата перекоса смазываются тонким слоем технического вазелина или пушечной смазки. При необходимости производится дозаправка маслом АМГ-10 системы гидродемпферов. Жгуты противообледенитель — ной системы обертываются парафинированной бумагой и обвязываются шпагатом. После консервации автомат перекоса и втулка несущего винта зачехляются.
Консервация фюзеляжа, управления вертолета и шасси. Обшивка фюзеляжа тщательно очищается от загрязнений, промывается теплой водой и протирается чистой сухой ветошью. Стыковочные узлы фюзеляжа, подредукторной плиты, узлы крепления двигателей обильно смазываются пушечной смазкой или техническим вазелином.
Тяги, качалки и тросы управления вертолета протираются ветошью, смоченной в бензине Б-70, с последующей протиркой насухо, затем на детали управления, не имеющие лакокрасочных покрытий, наносится тонкий слой пушечной смазки или технического вазелина.
Резиновые детали вертолета и дюритовые шланги протираются ветошью, смоченной в спирте, а затем покрываются слоем талька. Шасси вертолета протирается чистой сухой ветошью. При необходимости восстанавливается лакокрасочное покрытие. Выступающие части штоков амортизаторов (зеркальные поверхности) промываются бензином, после чего смазываются пушечной смазкой или техническим вазелином, обертываются парафинированной бумагой и обвязываются шпагатом.
Колеса шасси для предохранения пневматиков от попадания на них масла и других жидкостей и защиты от прямых солнечный лучей тщательно зачехляются.
Наружные поверхности гидроусилителей и гидроблока ГБ-2, не имеющие лакокрасочных покрытий, обильно смазываются пушечной смазкой или техническим вазелином. При необходимости производится дозаправка маслом АМГ-10 гидроблока ГВ-2.
Внутренняя полость подвесных топливных баков консервируется маслом МС-20 или МК-22. Наконечники шлангов подвесных баков, крышки заливных горловин и узлы крепления баков смазываются техническим вазелином. Наконечники шлангов обертываются парафинированной бумагой и обвязываются шпагатом.
Антенные тросы промываются бензином Б-70 и смазываются техническим вазелином или пушечной смазкой. [2]
втулки несущего винта и автомата перекоса. При этом нужно следить за тем, чтобы бензин не попадал на резиновые детали, внутрь подшипников опор и барабана тормоза трансмиссии, в закрытые подшипники автомата перекоса. Затем наружные поверхности деталей и агрегатов насухо протираются и обдуваются сжатым воздухом. Если двигатели были ■сняты с вертолета, то их наружную расконсервацию производят в помещении с температурой не ниже 15°С.
После установки двигателей на вертолет производится их внутренняя расконсервация.
Внутренняя расконсервация двигателей производится для удаления из топливной системы консервирующего масла и заполнения ее топливом. Для внутренней расконсервации двигателей необходимо: слить из масляных полостей старое масло и заправить маслобаки чистым маслом Б-ЗВ; проверить наличие топлива на вертолете (при необходимости дозаправить); подсоединить приспособление для стравливания воздуха к клапану насоса НР-40Т; включить подкачивающий насос ЭЦН-75 для создания давления топлива; открыть пожарный кран; нажать на шток приспособление и зафиксировать его поворотом на 90°. Как только топливо без пузырьков воздуха появится из стравливающего клапана, закрыть пожарный кран и выключить подкачивающий насос. Отсоединить низковольтный провод от катушки зажигания и произвести ложный •запуск двигателя с открытым стоп-краном. При этом не должно быть посторонних шумов в двигателе. Обороты турбокомпрессора должны быть в соответствии с графиком (см. рис. 151), давление масла в двигателе должно быть 1—3 кГ/см2, из выхлопных патрубков двигателя должно вытекать топливо. После этого закрыть стоп-кран и произвести ложный запуск для продувки двигателя. При этом проследить за вытеканием топлива через дренаж.
Перед первым запуском необходимо подсоединить низковольтный провод к катушке зажигания и дозаправить маслобаки двигателей маслом до уровня 12,5 л.
Первый запуск производится при открытых капотах силовой установки для облегчения осмотра двигателя и проверки его регулировки. Ввиду возможного наличия остатков масла в топливных агрегатах первый запуск может быть затруднительным. Поэтому после неудачного запуска следует сделать холодную прокрутку двигателя, а затем вновь повторить запуск.
При запуске необходимо проверить герметичность и работу агрегатов, приборов и систем двигателя на всех режимах.
Для внутренней расконсервации главного редуктора необходимо: слить остатки консервационной смазки из внутренней полости редуктора; заправить маслосистему редуктора чистой смесью масел гипоидного и АМГ-10 в количестве 6—7 л; промыть внутреннюю полость редуктора путем прокрутки его в течение 2—3 мин на оборотах несущего винта 50—60%.
После этого сливается промывочная смесь из главного редуктора и его внешней маслосистемы, снимаются и промываются масляный ■фильтр и магнитная пробка, затем маслосистема заправляется свежей смесью масел (2/3 гипоидного масла и 7з масла АМГ-10).
При расконсервации лопастей несущего винта с них снимаются чехлы, удаляется парафинированная бумага с наконечников лопастей и штепсельного разъема противообледенительной системы и бензином Б-70 смывается консервационная смазка. Затем лопасти протираются насухо и устанавливаются на вертолет. С рулевого винта также удаляется консервационная смазка и детали его протираются насухо.
При расконсервации шасси удаляется парафинированная бумага со штоков амортизаторов, смывается бензином Б-70 консервационная смазка и протираются сухой ветошью. Выступающие части штоков
смазываются тонким слоем смазки ЦИАТИМ-201. Чехлы с колес снимаются в последнюю очередь, так как они предохраняют пневматики от попадания на них бензина при расконсервации амортизаторов, ног.
Подвесные топливные баки расконсервируются трехкратной промывкой их внутренней полости бензином Б-70.
Перед первым полетом после расконсервации весь вертолет подвергается проверке в объеме послеполетного, а затем и предполетного — обслуживания.